Тот комфорт, который мы ощущаем во время взаимодействия с другими людьми обусловлен нашими внутренними границами. И если кто-то нарушает наш комфорт в общении, значит, он те самые границы переходит. Важной частью воспитательного процесса для каждого ребенка является процесс установления границ. Это как своего рода договор с окружающим миром о том, что можно делать в определенной ситуации, и чего делать нельзя.
Первое время после рождения ребенок ощущает себя единым целым с матерью. Можно сказать, что личных границ у него нет, и появятся они спустя время, благодаря общению и дисциплине. Но для чего же они нужны?
1. Способность управлять собой. Для того, чтобы ребенок мог противостоять своим сиюминутным желаниям, он должен сталкиваться с правилами и ограничениями. Если родители не запрещают ничего, то и сам ребенок не сможет научиться запрещать сам себе.
2. Понимание себя и других людей. Понимание своих границ даст ребенку возможность получать ответы на вопросы о том, кто он и где пределы его свободы.
3. Отношения. Ребенок учится строить отношения: на родителей нельзя кричать, младших нельзя обижать, а если тебе нужна помощь – нужно попросить.
4. Чувство безопасности. Установление границ в отношениях с детьми, и особенно - последовательность установок и поведения родителя помогает детям чувствовать себя в безопасности, и эта внутренняя защищённость создаёт возможность для роста личности. Когда не существует границ и запретов на поведение, дети чувствуют себя незащищёнными и испытывают тревогу.
Для того, чтобы выстроить границы правильно и легко, воспользуйтесь следующими рекомендациями:
- Будьте последовательны: всегда будьте верны тому, что сказали. Если вы скажете одно, а делать станете совершенно другое, тем самым будете демонстрировать то, что правила не имеют значения.
- Устанавливайте личные границы с уважением к ребенку. Требуя соблюдения границ других людей, необходимо придерживаться того же правила. Будьте для ребенка примером.
- Запреты, соответствующие пониманию ребенка. Годовалый малыш не может понять, почему на улице нельзя гладить бездомную собаку, поэтому наказания тут исключены.
- У всех запретов должна быть обозначенная причина. Вот всех случаях, когда мы говорим «нельзя», добавляем фразу: «потому что…», и объясняем на языке, доступном для возрастного восприятия.
- Сохраняйте спокойствие. Сильные эмоции будут мешать установлению границ. В процессе бурной реакции вы можете установить слишком жесткие правила и последствия их нарушения.
- Научите ребенка говорить слово «нет». Этот навык важен для отстаивания личных границ. Малыш должен понимать, что если он не хочет играть с соседским мальчиком, то не должен это делать против своей воли. Объясните, что говорить «нет» - это нормально.
- Проговорите с ребенком и обозначьте случаи, когда будут нарушаться его границы.
- Проявляйте гибкость в составлении списка ограничений.
Есть границы, которые нарушать нельзя никогда, а есть более гибкие, когда у ребенка может появляться больше свободы. Например, если в раннем школьном возрасте вы позволяете сидеть ребенку за компьютером (в телефоне) определенное время, то по мере взросления это время может быть увеличено.
Взаимное уважение, открытое общение и доверие – основа здоровых отношений с ребенком. А выстраивание личных границ – обязательный процесс для гармоничного развития личности ребенка.
Автор: Жанна Юран, психолог бесплатной службы для родителей "Спасительная среда 2.0", созданной институтом БИССК в рамках национального проекта "Образование" и финансируемой Министерством просвещения РФ.
Архив бесплатных вебинаров для родителей - как очных, так и в записи, лежит на страничке "вебинары" Службы помощи родителям "Спасительная среда 2.0" института БИССК.
Институт изучения семьи и социальных конфликтов БИССК реализует программы повышения квалификации и переподготовки - как на коммерческой, так и на бесплатной основе.
Comentarios