top of page

Как распознать социально неуверенного ребёнка

Изначально давайте разберёмся в терминологии. Социальная уверенность – это способность ребёнка использовать ресурсы социального окружения и личностные ресурсы с целью достижения хороших результатов в развитии. Таким образом, социальная уверенностьэто способность ребёнка эффективно и адекватно решать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается. Отсюда следует, что одним из важнейших критериев развития личности является степень развитости её «социальности».



Именно социальное явление является главным составляющим развития ребёнка, который во взаимоотношениях с окружающими его людьми реализует свою социальную сущность.

Для полноценного развития каждый ребёнок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Ребёнок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он не дополучает её, то это подталкивает ребёнка к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что психологи называют социальной неуверенностью. Для того, чтобы распознать социально неуверенного ребёнка, приведём основные признаки, характеризующие это явление:

На вербальном уровне:

- речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, часто с повторением одного и того же слова, или, наоборот, громкая, быстрая, сбивчивая, несвязная;

- рассказывает очень мало или вообще ничего;

- зачастую не может выразить словами своё эмоциональное состояние;

- вызывает затруднение просьба назвать себя ласково.

На невербальном уровне:

- пониженная моторная активность, сидит тихо, старается не привлекать внимания;

- часто плаксив и апатичен;

- мимика лица или вялая, или выражает разнообразие противоречивых эмоций, часто смущенная улыбка;

- не может устанавливать контакт взглядом, не смотрит на собеседника, отводит глаза.

На уровне социальных контактов:

- неприсоединение к группе играющих детей;

- разные формы отказа с чужими, незнакомыми людьми;

- нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;

- неумение самоутверждаться - выдвинуть конкретные требования к окружающим, сказать «нет» при необходимости, высказать свое мнение, критическое замечание.

Социально неуверенное поведение связано с заниженной самооценкой, ожиданием неудач, повышенной зависимостью от оценки социума.

Чувство собственной ничтожности идёт от общей оценки, которую ребёнок интуитивно выносит себе, оценивая насколько он импонирует окружающим. Социально неуверенный ребёнок, склонен, почти во всех делах, находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет ему приспособиться к детской группе, затем к школьной жизни и переходит во взрослую жизнь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что ребёнок оценивает себя «глазами» социума. И его самооценка – отражённая оценка социума – это и есть его социальный статус или, иными словами, его психическое здоровье. Отклонения от оптимального взаимодействия как с самим собой, так и с социумом, вызывают социально неуверенное поведение – это путь к нездоровью.

Если ребёнок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически. В возрасте 4-5 лет закладываются основы самопознания, которые предполагают умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям.


Comments


bottom of page